Как здесь уже подметили, во многих произведениях можно найти типаж, а может быть, даже и архетип, персонажа, "похожего на Лесли". Такие персонажи создавались и до Лесли, и после неё, хотя их отражение и восприятие в культуре менялись с течением времени; более того, мне кажется, что и сама Лесли основана на персонаже, которого мы бы сегодня назвали похожим на неё
но об этом отдельно, потому что это является второй причиной, по которой несколько дней назад я зашёл сюда впервые за 2 месяца. Для нас прелесть таких персонажей состоит в том, что, как бы сильно они ни отличались друг от друга с точки зрения их написания, их не особо нужно описывать для обсуждения. Достаточно написать, что персонаж похож на Лесли, даже без уточнения, в чём и насколько - и нам сразу представится определённый образ. Однако этот образ не передаст всех тонкостей, и в этом ещё одно великолепие подобного типажа - взяв такую простую основу, на неё можно нанизать какое угодно количество деталей и особенностей, которые будут отличать одного похожего персонажа от другого, что позволит им нравиться, но не надоедать, а заодно и находить что-то новое в чём-то знакомом и любимом. И как я уже сказал, не зная даже о том, что здесь ведётся обсуждение этой темы, я сейчас пришёл сюда именно затем, чтобы рассказать о ещё одном персонаже, похожем на Лесли.
Этот пост я захотел написать довольно давно, ещё когда здесь было довольно тихо, когда меня по-настоящему пробрало. Меня охватила радость первооткрывателя, и жажда поделиться своей находкой с другими, не просто поделиться, а "открыть" им это так же, как я открыл для себя
которой я часто мотивируюсь и в других своих постах, поэтому надеюсь, что такие вещи мне будут простительны. Сейчас же, когда я наконец почувствовал себя готовым его написать, кое-что изменилось. Во-первых, мои первые эмоции уже несколько подугасли, и во мне уже нет того задора, с которым я хотел расписывать все свои мысли. А во-вторых, кто-то уже заговорил об этом раньше меня, и даже сказал некоторые вещи, о которых я хотел написать, поэтому написанное мной может показаться вторичным. Тем не менее, я уже пообещал написать об этом максимально серьёзно, поэтому постараюсь передать именно свои искренние впечатления, в то же время не делая вид, будто я единственный, кто здесь об этом знает.
Как говорилось, недавно поиграл в мод для Бесконечного Лета под названием "Саманта", о котором и пойдёт речь. Помня об отношении Ирландских Танцев к визуальным новеллам, этот пост будет совсем не об игре, и даже не совсем о данном моде. Но, раз уж я пишу уже не для одного человека, чтобы зайти издалека и дать немного контекста, скажу пару слов именно о нём. Я многое слышал об этом моде, знал о его огромной популярности, но всегда относился к нему как к чему-то совсем стороннему, что вместо исследования уже существующих персонажей и рассмотрения новых тем, предлагает окунуться в совершенно оригинального персонажа, реального человека при том, так, как его видит автор, что мне казалось не самой лучшей идеей. Я ошибался. Это действительно потрясающий мод, весьма богатый на контент как с сюжетной стороны (в виде истории и текста), так и с геймплейной (в виде разветвлённости и богатства выбора). Я не знал, что его автор - какой-то АСР- или Леслифаг, но отчётливо видно, что мод был сделан двачером; к его чести, отсылки тонкие и ненавязчивые, и оттого смешные. От этого становится любопытным, что при перечислении "ложных богинь" Двача ни та, ни другая не упоминается (пик1), хотя во время игры я даже этого и не заметил. Зато сразу заметил действительно присутствующую отсылочку на Мост (пик2), хотя даже и не воспринял её как именно отсылку - сперва я даже подумал, что это явный анахронизм, ведь откуда бы жившая в 85 году американка могла бы знать про фильм, вышедший в 2007 - но потом я вгляделся и заметил, что обложка совершенно другая, и понял, что тут подразумевается книга. Ну а поскольку книга в Штатах довольно нашумевшая, то почему бы её современнице-американке и не знать о ней. И раз мы уже пошли по скриншотам - я уже давал понять, что довольно трепетно отношусь к любым появлениям словосочетания "луч света" в произведениях, которое вижу на удивление часто, и вылавливаю и скриншочу каждый такой момент. Так вот - здесь оно тоже присутствует (пик3), хотя это вряд ли означает то, что в этой связи можно подумать.
Этот мод берёт совсем не своей связью с историческими событиями, но для полного его понимания нужно знать его историческую подоплёку, потому что берёт он тем, как он от них отталкивается. Глубокого изучения ситуации вовсе не требуется, пяти предложений с википедии более чем достаточно, но чтобы никому не пришлось бежать туда сейчас, позволю себе предположить, что кто-то этой истории не знает, и вкратце перескажу её, потому что она важна для дальнейшего нарратива. Саманта Смит была 11-летней, на момент описываемых событий, американской школьницей, в 83 году прославившейся своей перепиской с Андроповым. Это сложно назвать настоящей перепиской - она, по своей наивности, написала ему письмо, а он, после того, как о нём стало широко известно как в США, так и в СССР, возьми да ответь. Тем не менее, по его приглашению летом 83 года она приехала в СССР и посетила, среди прочего, пионерский лагерь "Артек", в котором провела какое-то время. По возвращении она стала всемирно известной, была прославлена как активистка борьбы за мир, "посол доброй воли", начала карьеру актрисы и телеведущей, в то время как СССР с ответным визитом послал в США свою школьницу. Таким образом, несмотря на очень напряжённую ситуацию, в том числе и вокруг их путешествия, было положено начало взаимодействию сверхдержав в невиданной доселе сфере - борьбе за мир со стороны детей. Но Саманте Смит счастья это не принесло - всего 2 года спустя, в 85 году, в возрасте 13 лет, она погибла в авиакатастрофе. И хотя официальное расследование возложило вину на погодные условия, сбой оборудования и ошибку пилота, многие подозревали тогда и продолжают подозревать сейчас, что к этому приложили руку спецслужбы одной из стран.
Вот такая история. Мод же исходит из того, что летом 85, за несколько месяцев до своей гибели, Саманта вновь приезжает в Советский Союз и попадает на этот раз в пионерлагерь, в котором и происходит действие игры. Главный герой же, пришелец из будущего
ну вдруг кто не знает, осведомлённый о её судьбе, пытается изменить ход истории и спасти её, а заодно построить с ней дружеские или даже романтические отношения. О самом сюжете я, наверное, говорить не буду, за исключением некоторых спойлеров в дальнейшем, и перейду сразу к тому, ради чего всё и затевалось.
Надо понимать, что Саманта в моде - вымышленная. Вымышленная сразу на двух уровнях. На уровне игрока она вымышлена, потому что автор, насколько я понимаю, ни разу даже не попытался понять и воссоздать образ реального человека, по крайней мере, в значимых местах. Если вы хотите узнать о взглядах и характере реальной Саманты Смит - вам не сюда
хотя в моде присутствует одна интересная мысль относительно неё, и чуть позже я её озвучу, это даже не взгляд автора на неё, а лишь персонаж, носящий её имя. Но и на уровне персонажа она тоже вымышлена - поскольку является даже не настоящим человеком, а то ли плодом его воображения, то ли материализацией его желаний, то ли некоей мета-сущностью, залезшей в его сознание, по крайней мере, частично - судя по тому, что такие свойства она иногда проявляет за пределами своей истории, но я забегаю вперёд, поскольку в этом будет проявляться её образ как роли, как это было обозначено несколькими постами выше. В соответствии со своими словами в начале, я даже не знаю, какие слова подобрать, чтобы описать здешнюю Саманту так, чтобы объяснить, почему она похожа на Лесли, но и в то же время не ограничивать её видение теми чертами, что можно увидеть в Лесли. Я бы сказал, что Саманта в моде добра,
невинна, обнадёживающа. Пожалуй, главная её черта, которая особенно чётко проявляется при нескольких прохождениях по разным веткам - она верна, в том смысле, что всегда готова прийти на помощь - и что немаловажно, не только герою, но и игроку. Когда герой застревает в собственном аду наедине лишь со своим подсознанием - она приходит и вытаскивает его, несмотря на то, что в сложившейся ситуации виноват только он сам. А когда игрок выбирает преследовать другой романтический интерес и мучается осознанием своего предательства - она приходит и дарует ему прощение. Да, она (или её образ у него в голове) говорит как бы с героем - но я уже говорил о силе приёма, при речь персонажа, обставленная как обращение к другим персонажам, воспринимается как разговор его (именно его, а не автора) с читателем/зрителем. Именно в такие моменты в полной мере прочувствуется сила того духовного воздействия, которое способен излучать персонаж.
Но дело тут не в том, какой она представлена в моде - всё-таки я рассказываю не про него. А в том, что персонаж, похожий на Лесли в произведении, всё-таки имеет под собой основу в виде реального человека. Человека, который не просто выводил на экран заранее вложенные в него слова, но по-настоящему жил, о чём-то думал, что-то говорил и делал. И оставлял свой след не только в тех людях, что про него читают, но во всех, кто окружал его, и даже в тех, кто был бесконечно от него далёк, и даже в тех, кто про него ни разу не слышал.
Я вовсе не вызывалась быть какой-то мессией, - говорит она в безумном видении, -
я всего лишь попросила, чтобы меня не бомбили. Это именно тот самый момент, когда автор позволяет себе обратиться к настоящим, фактическим, поступкам Саманты Смит. Может быть, оно так и было, но желала она того или нет, мессией она всё же стало, и тем величественнее её роль, чем меньше намерения её исполнять у неё было. И по сей день её помнят не за то, что она сделала, а за то, что за этим последовало. Для поколений людей она стала ролью, с которой себя, возможно, даже не ассоциировала - а я мало знаю людей, которым бы такое удалось, не будучи при этом какими-нибудь государственными деятелями
из общественных на ум приходит только один современный похожий вариант, настолько позёрский, что даже мерзко становится от сравнения. Не это ли показатель жизненного успеха - и не это ли показатель похожести на Лесли?
Саманту Смит, конечно, очень жалко - не жаль, а именно жалко. Не из-за того даже, что она погибла - из-за этого мне её жаль. А жалко из-за того, что её превратили в политическое орудие. И особенно жалко даже не столько потому, что она прекрасно это понимала, сколько потому, что её
заставляли понимать это. В своих интервью и выступлениях она столько раз сталкивается с анти-советским давлением, сколько, наверное, не сталкивалась с советской пропагандой во время своего краткого пребывания. Я даже боюсь представить, какие долгосрочные последствия это могло произвести на её психику, останься она жива. Но, как было у Шевчука в посвящении Высоцкому - "Жаль, увидеть не успел нынешнего срама". Возможно, сейчас она бы стала какой-нибудь поехавшей старухой, топящей за идеалы, противоположные тем, которые отстаивала тогда (примеры такого есть), или не менее отбитой левачкой, для которой лозунг важнее деятельности, но мне было бы очень интересно, что бы она имела сказать о сегодня - не только в свете последних месяцев, но и более глобально. Возможно, оно и к лучшему, что наверняка мы уже не узнаем. Но я бесконечно благодарен моду за то, что он вложил в меня интерес к жизни Саманты Смит. Недавно в /b, что меня удивило, был тред, посвящённый ей - там я увидел много не виденных мной ранее фотографий и даже видео - там я увидел её мимику, услышал её голос, и понял, что она была куда реальнее и значимее, чем мне представлялось. В том же треде, кто-то сказал, что её убийство, цитирую, было сообщением о том, чтобы даже не пытались давить через детей - к сожалению, хватило ненадолго (конец цитаты). Но даже если хватило хоть на сколько-то - я верю, что ради этого ей стоило и жить, и умирать.
Что же делает Саманту столь похожей на Лесли? Разумеется, это не черты характера или схожая участь сами по себе. Прежде всего, это - ассоциация. Не знаю, для кого как, а у меня эта ассоциация выстраивалась не только текстово, но и посредством других элементов её образа. Эта ассоциация для меня настолько сильна, что когда я в прошлый раз писал пост о Лесли, я несколько раз даже назвал её Самантой. Даже само её имя сильно напоминает об АннеСофии, ведь именно так называется её первый фильм, про который я недавно писал, как полюбил его снова - "Саманта". И даже в визуале было что-то такое, что меня привлекало - я долго не мог понять, что именно, ведь в их внешности довольно мало сходства, и сообразил только на днях (аккурат когда писал тот самый чуть выше упомянутый пост): основной цвет, преобладающий в её цветовой гамме, приковывающий к себе внимание самым первым - синий. Именно в полностью синюю одежду
хотя она по факту фиолетовая, но издалека это незаметно наряжена Лесли на обложке, которую я считаю для себя каноничным её изображением (вы можете увидеть её где-то в начале прошлого треда), да и в фильме, как я сейчас заметил, синяя (голубая) футболка - довольно частый её атрибут.
И поначалу я подумал, что такую связь я увидел только потому, что являюсь фажиком, и в принципе склонен придавать дополнительное значение совершенно не провоцирующим этого вещам. Но когда я зашёл по делам в прошлый тред, угадайте, какой пост я сразу увидел практически в самом начале
>>88357. Уж не знаю, чем он не угодил анону, но я был не только удивлён, но и в восторге. Конечно, сейчас, когда об этом уже написали чуть выше, я понимаю его подоплёку; жаль только, что сюрприза для остальных не вышло.
Но при всём при этом, я бы, возможно, и не вспомнил бы Лесли, если бы не один фактор. Фактор этот - подача автором своей героини. Наверное, так бывает, когда ты создаёшь одного персонажа, имея в голове его сходство с другим, что создаваемый персонаж невольно начинает наследовать черты того образа, что ты держишь. По крайней мере, я испытал в своё время что-то такое - когда-то я сказал, что Рамона Флауэрс из Скотта Пилигрима
комиксовая, не киношная! мне чем-то напоминает Лесли; хотя сейчас я уже и не вспомню, чем, могу только предположить заново. Ну напоминает и напоминает, мало ли кто мне Лесли напомнить может. И вот, спустя несколько лет, наблюдая за тем, как из каких-то отрывочных представлений воссоздаётся новая Лесли, я понимаю, что определённый кусок её персональности я уже видел как раз-таки в Рамоне
благо, я его сразу узнал и в дальнейшем принимал во внимание. Впрочем, положительно вероятно, что тут это было сделано специально. Данная подача, которая и заставила меня написать этот пост, проявляет себя в концовке мода, а именно, в концовках непосредственно Саманта-рута (в обеих, хотя немного по-разному). Сложно будет своими словами объяснить, что нам говорит автор, но чтобы не грузить вас всем этим текстом, который ничего не даст тем, кто предварительно не прошёл весь предшествующий им путь, целиком, я хотел бы показать несколько скриншотов с избранными фрагментами
перепечатывать даже только их я ебанусь. По всей видимости, ввиду технических причин, мне придётся разбить пост и выложить их отдельно, так что прошу прощения за такой разрыв. Это не обязательно, но я настоятельно рекомендую продолжить чтение после ознакомления с ними - полагаю, так вы поймёте, о чём я говорю.